Реферирование

Что касается выводов, то они приводятся в реферате только в том случае, если они имеются в реферируемом материале или, по крайней мере, вытекают из него. Если в материале содержится несколько выводов, то в реферате следует их обобщить. Вообще, реферировать — это значит обобщать.

§78. Обобщение при реферировании. Основную часть реферата составляет изложение содержания реферируемого материала. Однако передача содержания без обобщений — это не реферирование, а простой пересказ. Приемы обобщения могут быть сведены к двум основным типам:

1) резюмирующее обобщение — сведение нескольких однородных положений к их сущности, объединение нескольких положений одной, охватывающей их формулировкой;

2) выборочное обобщение — выделение одного наиболее типичного и показательного факта в качестве обобщенной характеристики положений материала.

Как уже было сказано, обобщение является по существу одним из важнейших процессов логического мышления и в этом отношении сродни переводу. Однако при реферировании требуется еще более широкий охват фактов и еще более глубокий анализ, и, кроме того, умение от анализа перейти к синтезу, т. е. обобщению.

Для обобщения нужно выделить в реферируемом материале ряд фактов, между которыми можно установить не только внешнюю, но и внутреннюю, органическую связь. Для этого нужно обнаружить в них общий, присущий им всем признак, причем признак не случайный, а характеризующий самую сущность данного явления. Обобщить ряд явлений значит дать им единое определение, охватить их единой формулировкой. В. И. Ленин так характеризует связь между обобщением и определением: «Что значит дать “определение”? Это значит, прежде всего, подвести данное понятие под другое, более широкое»1.

Пользуясь резюмирующим обобщением, референт раскрывает в ряде фактов, явлений типическое, характерное для их сущности. В резюмирующем обобщении применяются следующие приемы:

1) замена частного общим, видового понятия — родовым,

2) вскрытие общих признаков у ряда явлений для их объединения,

3) сведение ряда явлений к их сущности,

4) логическое развитие понятий: замена процесса причиной или следствием, замена причины или следствия процессом, замена одного признака другим.

В дальнейшем перечисленные приемы реализуются на конкретных примерах из практики реферирования.

1. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т. 18, с, 149.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32

Пособие по переводу с английского языка на русский язык